Обмен учебными материалами


Святыня человека...



Добиться того, чтобы воспитанника уже в детстве волновало настоящее и будущее Отчизны - одна из важнейших предпосылок предотвращения моральных срывов в годы отрочества. Гражданские мысли, чувства, тревоги, гражданский долг, гражданская ответственность-это основа человеческого достоинства. (12,197)

Мировоззрение - не только система взглядов на мир... но и субъективное состояние личности, проявляющееся в ее мыслях, чувствах, воле, деятельности. В мировоззрении - единство сознания, взглядов, убеждений и деятельности. (11, 221)

Научное мировоззрение - это сплав мысли, чувства и воли; становление мировоззрения происходит тогда, когда познание является в то же время борьбой за подчинение сил природы и осмысливанием окружающей общественной жизни. (11, 221)

Человечество уже в седой древности убедилось, что кроме силы физической у человека есть сила духовная - верность своим убеждениям, уверенность в своей правоте, непоколебимость перед трудностями, бесстрашие. Понятие о силе духа, о мужестве и волевой стойкости является историческим, оно складывалось постепенно. (6, 9)

То обстоятельство, что тысячи борцов отдали свои жизни за светлое будущее человечества задолго до того, как это будущее стало действительностью, является ярким свидетельством огромной преобразующей силы передовых идей. Воодушевленные этими идеями, люди становились сильнее, чувствовали себя непобедимыми, шли на смерть и не считали ее поражением.

Но вершиной социального и нравственного прогресса явились коммунистические идеи. Они озарили самые благородные порывы и стремления человечества светом научной истины. Воодушевленные этими идеями, тысячи борцов почувствовали себя выразителями дум и чаяний всего трудового народа, и это придало им новую силу. Источником духовной силы людей, воодушевленных коммунистическими идеями, впервые в истории человечества явилась реальная поддержка народных масс... В борьбе, в лишениях, в самопожертвовании тысячи борцов за возвышенную идею находили глубокое личное счастье, потому что они осознавали достижимость цели, осуществимость мечты. (6, 9)

Не только против зла старого мира, но и за благо мира нового - в этом заключается смысл борьбы строителей коммунизма. Эта борьба требует самоотверженности, героизма, силы духа. Но характер этой борьбы иной - она выражается в самоотверженном труде, в создании материальных основ коммунизма, в верности идеям пролетарского интернационализма, в бескорыстном служении обществу, в неуклонном соблюдении норм социалистического общежития. (6, 10)

Важной чертой идеала коммунистической нравст­венности является ненависть к империалистам и их лакеям, всем тем, кто сеет семена человеконенавистничества, расовой и национальной вражды и войны. Эта ненависть - священное, благородное чувство, оно возвышает человека. Она не имеет ничего общего с ненавистью, которую питают к нам враги социализма- - ненавистью, продиктованной животным страхом обреченных классов. Ненависть врагов рождает жестокость, ибо трусость, по словам К Маркса, может быть энергична, только будучи жестокой... Человек эпохи коммунизма добр, и доброта его проявляется прежде всего в том, что он отдает всего себя строительству об­щества, в котором люди будут жить творчески, радостно. Однако борец за коммунизм тверд и непримирим, когда сталкивается с тем, что мешает рождению и развитию нового, коммунистического строя жизни. В деятельности коммунистов, которые проявляют благородную ненависть в борьбе с врагами, воспитанников восхищает и глубина этого чувства сама по себе, и ее источник - вера в справедливость борьбы. (8, 103)

Сформировать твердое убеждение, что материальные и духовные блага социализма завоеваны ценой жизни их дедов и отцов,- это значит утвердить у молодежи чувство высокой ответственности за будущее. (7,80)

Загрузка...

Слово «коммунист» дети слышат очень часто. Я стремился к тому, чтобы в их сознании это слово и понятие сливалось с самыми яркими, самыми благородными образами борцов за освобождение нашего народа от эксплуататоров, за построение социализма, за победу над фашизмом, за коммунистическое преобразование общества. Идеалом воспитательной работы я считал то, чтобы наши дети, будучи наследниками коммунистических идеалов своих дедов и отцов, гордились ими, были настоящими хозяевами своей страны, борцами за построение и утверждение коммунизма.

Достижение этой воспитательной задачи я видел прежде всего в беседах о коммунистах. Этот цикл бесед назывался у нас «Люди с пламенными сердцами».

Я рассказывал о выдающихся коммунистах нашей страны - Иване Бабушкине и Сергее Лазо, Якове Свердлове и Григории Котовоком, Феликсе Дзержинском и Тер-Петросяне (Камо). Яркая жизнь и героическая борьба коммунистов - борцов против царизма, за социалистическую революцию убеждали детей в том, что высшее счастье коммуниста - верность народу, борьба за народное счастье.

С первых же дней жизни нашей «Школы радости» и до того дня, когда юноши и девушки, получив аттестат об окончании средней школы, ушли в самостоятельную трудовую жизнь или на дальнейшую учебу, я проводил Ленинские чтения. Вначале это были яркие рассказы о детских и юношеских годах Владимира Ильича. С каждым месяцем Ленинские чтения все больше связывались с вопросами истории, коммунистической идеологии, борьбы нашей партии за лучшее будущее народа. Дети убеждались, что Коммунистическая партия - это цвет народа, его самые лучшие сыновья и дочери. (10, 198)

От того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу своих отцов и дедов, зависит его нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины. Я добивался того, чтобы сердце ребенка учащенно забилось при мысли, что на этом вот холмике, где мы сегодня трудимся, пролил свою кровь герой. Чувства утверждают убеждение: труд на родной земле на благо Родины - это великое счастье, за которое люди шли на смертный бой. В сокровенных уголках детского сердца пробуждается голос совести: ты идешь под ясным солнцем, смотришь на голубое небо только потому, что под тополями и березами, под дубами и яблонями лежат те, кто сохранил для тебя свет и жизнь. (10, 232)

Следует еще раз подчеркнуть, что детские переживания, эмоциональное отношение ребенка к героическому прошлому нашей Родины, к подвигам героев, отдавших жизнь за наше счастье,- все это ни в какой мере не угнетает детской психики, не порождает пессимистических чувств. Наоборот, детские эмоции окрашены ярко выраженным оптимистическим мировосприятием, светлой верой в торжество жизни. (9, 83)

Страницы истории борьбы человечества на пути к вершинам счастья - коммунизму - горячи, как раскаленное железо. Каждая строка этой истории должна гореть для подростков огнем неугасимых страстей. Воспитывать страстных борцов за коммунизм - это значит добиваться того, чтобы юные граждане прикасались своими сердцами к горячему биению сердец Сергея Лазо, Феликса Дзержинского и Николая Гастелло, Дмитрия Карбышева и Александра Матросова, чтобы горячие страницы истории зажигали юные души, пробуждали стремление к героическому подвигу, учили жить. (12, 54)

Уже младших учащихся мы знакомим с широким кругом исторических событий; им читаем рассказы о прошлом человечества, о борьбе против социального зла когда-то и сегодня. Борьбе передовых социальных сил против сил реакционных мы посвящаем специальные циклы бесед и чтений. Один из таких циклов - «Великие гуманисты - борцы за счастье человечества» - рассчитан на 5-6 лет. Особенно подчеркивается при этом зарождение коммунистических идей задолго до марксизма. Большую воспитательную нагрузку несут циклы вечеров и чтения на темы «Предшественники научного коммунизма», «Народные восстания с древнейших времен до XX века», «Первые коммунисты», «Жизнь, отданная идеалам свободы». (14, 9)

В детстве не должно быть бездумного, безмятежного счастья. Чем значительнее материальные и духовные блага, которые дают детям старшие поколения, тем важнее озарять их мыслью о людях, отдавших свою жизнь за народ. Подчеркиваю: особенно это важно в младшем возрасте, когда в сознании ребенка формируются первые понятия о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии. (9, 82)

Основой морального воспитания, моральной зрелости подростка является идеал Родины. Моральная воспитанность, духовное благородство человека в годы отрочества достигаются тем, что он видит мир через свой долг перед Родиной; самой дорогой для него святыней является честь, слава, могущество и независимость Родины. (12, 24)

Многолетний опыт школьного воспитания приводит к убеждению: сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота. Воспитать патриота, готового отдать жизнь за независимость Советской Родины,- это значит наполнить повседневную жизнь подростка благородными чувствами, которые окрашивали бы все, что человек в этом возрасте познает и делает. (12, 210).


Последнее изменение этой страницы: 2018-09-12;


weddingpedia.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная